Поселения, зависимые от Норильска

Снежногорск

Поселок Снежногорск расположен в 140 км от центра Норильска на берегу Усть-Хантайского водохранилища. Он является эксклавной частью муниципального образования г. Норильск и находится на территории городского округа Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Снежногорск возник в 1964 г. в связи с возведением Усть-Хантайской ГЭС (введена в строй в 1970-72 гг.), которая является единственным промышленным предприятием в поселке. Поселок имеет исключительно изолированное положение. С остальным миром он связан только круглогодичным авиасообщением и зимником до Игарки.

Численность населения Снежногорска (1 216 чел на 01.01.2006) сохраняется на стабильном уровне с 1995 г. Для поселка характерен низкий уровень естественного прироста и низкая миграционная мобильность. В возрастной структуре преобладает трудоспособное население (77%), и дети (19%), лишь 4% жителей приходится на людей пенсионного возраста. На Усть-Хантайской ГЭС занято около 450 чел., остальные работают в сфере обслуживания. Изолированное положение определяет высокую концентрацию и разнообразие сферы услуг. В поселке имеется благоустроенные детсад, средняя школа, поликлиника, клуб, плавательный бассейн, музей, библиотека, гостиница, отделение связи, Сбербанка и т.д.

Наиболее серьезная проблема для Снежногорска – транспортная - будет решена в 2007 г., с установлением стабильного авиасообщения. Постоянное транспортное сообщение возможно лишь со строительством постоянной автотрассы от Норильска, через Снежногорск на Игарку и далее на юг края, но реализация этого проекта постоянно находится на стадии проекта и выходит за рамки данной Стратегии.

Дудинка

Дудинка (25,0 тыс. чел. на 01.01.2006 г.) – центр Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, расположена на правом берегу р. Енисей в 96 км в западу от Норильска и в 2 тыс. км к северу от Красноярска. Это водные ворота Норильска. Ее развитие в последние 70 лет тесно связано с развитием Норильска, для которого она стала базой освоения в 1930-е гг., конечным пунктом железной и автомобильной дороги.

В 1993-2007 гг. Дудинка была центром самостоятельного субъекта РФ. В этот период взаимоотношения между окружной «столицей» и центром края были достаточно напряженными, что сказалось на разрыве множества связей (в частности на прекращении пассажирского железнодорожного сообщения в 1998 г.). С возвращением Таймырского АО в состав Красноярского края указанные противоречия должны смягчаться и отражаться во взаимосвязанном развитии городского поселения Дудинка и муниципального образования г. Норильск.

Единственным крупным промышленным предприятием в городе является Дудинский морской порт - структурное подразделение ГМК «Норильский никель». Грузооборот порта за последние 15 лет сократился вдвое и сейчас составляет 3-3,5 млн. т. Число занятых в порту сократилось в 3 раза.

Все остальные предприятия носят градообслуживающий характер, наиболее крупное из них ОАО «Таймырбыт». В городе насчитывается около ста малых предпринимателей. Собственных доходов в Дудинке образуется около 100 млн. руб., при том, что на территории города юридически зарегистрирована одна из крупнейших компаний России – ОАО «ГМК «Норильский никель».

Динамика численности населения Дудинки типична для городов Крайнего Севера. За постсоветский период она имела две отличительные особенности – отток населения и положительный естественный прирост. В 1990-е гг. население резко убывало в первой половине, затем с замедлением во второй половине. И за период 1989 г. – 2000 г. сократилось с 32,5 тыс. чел до 26,8 тыс. чел. (или на 18%). В первой половине 2000-х гг. население города стабилизировалось на уровне 25,0-25,2 тыс. чел, что связано как с незначительным миграционным притоком, отмечавшимся в 2000-2002 гг., так и ростом рождаемости в начале 2000-х гг.

В середине 2000-х гг. резко вырос миграционный отток населения, который в 2005 г. составил 12‰. В 2006 г. отток видимо усилился, что связано с неблагоприятными миграционными ожиданиями населения НПР вследствие сокращения числа занятых на основном предприятии – Дудинском морском порту. В ближайшие годы отток населения из города еще более возрастет, что отражено в прогнозе развития МО. Он связан с изменением статуса города – из центра субъекта федерации в рядовой центр муниципального района и выводом из города нескольких десятков федеральных структур.

В Дудинке около 10 тыс. чел стоят в очереди на переселении. В городе действует несколько программ по переселению, в т.ч. краевая программа «Север на Юг», муниципальная программа для неработающих пенсионеров. Однако объем этих программ относительно невелик (так на 2006 г. под неработающих пенсионеров заложено в муниципальный бюджет всего 3,78 млн. руб. для 160 чел). Отсутствие крупных программ по переселению выражается в сдерживании миграционного оттока населения. Соответственно, повышается безработица и социальная нагрузка на муниципальный бюджет.

Основным работодателем в Дудинке после расформирования администрации ТАО является морской порт. В начале 1990-х г. в порту работало 4-4,5 тыс. чел, сейчас 1,6 тыс. чел. В настоящее время в порту проводится модернизация с сокращением числа занятых. Согласно концепции оптимизации логистики ОАО «ГМК «Норильский никель» число занятых определено в 977 чел. Столь значимое сокращение приведет к росту безработицы и ввиду невозможности трудоустройства в окрестностях (маятниковая трудовая миграция в Норильск оценивается в несколько десятков человек в день) подстегнет отток населения за пределы Таймыра.

Поскольку на перспективу в Дудинке не планируется создания крупных производств и расширения действующих, «оптимальная» численность населения города не превышает 10 тыс. чел. И вероятно, к 2020 г. она сократится, вероятно, до этого значения.

В настоящее время Дудинка и Норильск живут достаточно изолированно друг относительно друга. Между городами формально отсутствует пассажирское автосообщение (железнодорожное было ликвидировано в 1998 г.). Несмотря на многолетние дебаты и требования, НПОПАТ так и не запустил рейсы автобусов на Дудинку. Причина в неудовлетворительном состоянии дороги. Сейчас между городами 4 раза в день курсирует частный автобус и пассажиропоток оценивается не более чем в 100-150 чел/день. В социо-культурном плане города мало связаны друг с другом. Дудинцы практически не пользуются более развитой сферой образования, здравоохранения и культуры, имеющейся в Норильске. Число студентов-дудинцев в вузах Норильска исчисляется единицами. Дудинцы относительно часто используют индустрию развлечения (казино, ночные клубы) и сеть торговли Норильска не представленную в городе, однако частое ее использование затруднено ввиду непостоянства связи между городами. Население Дудинки и Норильска сформировано из мигрантов, поэтому социальные и родственные связи и поездки между городами относительно незначительны.

Представляется целесообразным создание согласованной с норильской Стратегии развития Дудинки до 2020 г., которая в числе прочего могла бы предусмотреть усиление связей и дальнейшее разделение функций между Норильском и Дудинкой.

  1. Наладить транспортное сообщение между городами. Для этого необходимо провести реконструкцию автомобильной дороги Алыкель-Дудинка (1 км – 200 тыс. руб.) – всего 44 км (см. раздел по транспорту).
  2. Для осуществления связи между городами в зимний период приобрести 1-2 пассажирских вагона или автомотрису для (см. раздел по транспорту).
  3. В условиях сокращающегося населения пересмотреть целесообразность нахождения в Дудинке ряда объектов социально-культурной сферы и с учетом использования подобных объектов в Норильске.