Механизмы реализации Стратегии

Для реализации Стратегии предлагается использовать весь комплекс механизмов и инструментов, отработанных отечественной и мировой практикой развития моногородов. Главные требования при этом:

  • системность осуществляемых воздействий, предполагающая взаимоувязывание действий по основным направлениям и предусматривающая оперативное отслеживание результатов, показываемых системой в целом, и внесение необходимых корректив;
  • оптимальное сочетание элементов планирования и государственного/муниципального регулирования с рыночными моделями и механизмами саморазвития;
  • дополнение универсальных механизмов и инструментов более тонкими специализированными, создаваемыми под решение конкретных задач на базе лучших отечественных и мировых образцов инструментария и технологий управления, включая разработку новых, пионерных, создаваемых специально для Норильска;
  • максимальное использование всех внутренних резервов с постоянным выявлением узких мест и их «расшиванием», и одновременно возможно более полное использование общенациональных, окружных и краевых финансовых и пр. возможностей с подключением к соответствующим программам, причем не только на стадии их реализации, но и в процессе разработки, апробирования.

Необходимо внедрение целевого программирования применительно ко всем основным сферам жизни города с выделением средств под проекты с четко определенными временными ориентирами и содержательными параметрами, а не под структуры и работников, с оплатой по результату. В качестве одного из универсальных механизмов целесообразно использование программно-целевого планирования и технологии БОР – бюджета, ориентированного на результат. БОР, внедряемый в настоящее время в трех десятках субъектов РФ, включая и Красноярский край, дает возможность оценки стоимости достижения целей, формулируемых Стратегией и отраслевыми программами, создает инструменты управления процессом их реализации, позволяет мотивировать муниципальных служащих к участию в реализации Стратегии с помощью системы управления по результатам.

В качестве одного из главных инструментов реализации экономических тпредложений Стратегии предлагается Корпорация развития Норильска.

Институт корпорации развития в масштабах отдельного города является новым для нашей страны, хотя и используется уже долгое время в разных странах мира. Однако имеющийся отечественный опыт в части создания и работы корпораций развития территорий и, в первую очередь Корпорации развития Красноярского края, позволяет считать корпорацию развития наиболее перспективным и эффективным инструментом для реализации целого ряда предусмотренных Стратегией проектов. К числу основных достоинств и преимущество корпорации развития можно отнести следующие:

  • Профессионализация деятельности по реализации ключевых экономических и инвестиционных проектов в рамках реализации Стратегии через передачу ряда мандатов в современную инвестиционную компанию, выстроенную в соответствии с лучшими российскими и зарубежными проактиками.
  • Обеспечение дистанцированности главных акционеров корпорации - Компании и администрации города от конкретных реализуемых корпорацией проектов и связанных с ними рисков при одновременном прямом контроле за действиями корпорации и возможности оперативного вмешательства в необходимый момент;
  • Высокий профессионализм привлекаемых по конкурсу для работы в корпорации управленцев, сочетающийся с гибкостью в их подборе и организации работы, обеспечиваемой проектным подходом к деятельности корпорации;
  • Возможность избежать любых возможных конфликтов интересов и даже подозрений в наличии такого рода конфликтов; максимальные открытость и прозрачность в действиях Корпорации;
  • Специализированность, «заточенность» Корпорации под реализацию конкретных проектов, обеспечивающие максимальную ее управленческую эффективность, в сочетании с многоцелевым и многоразовым характером использования.

На стартовом этапе деятельности Корпорации развития Норильска предусматривается наличие двух основных ее учредителей и акционеров: Компании, участвующей, прежде всего, финансовыми ресурсами, и администрации МО, участвующей, главным образом, участками земли, помещениями и др. муниципальным имуществом, предоставлением Корпорации в целом и отдельным, осуществляемым ею проектам разного рада льгот и преференций. Макеты Устава Корпорации развития Норильска и Договора о ее создании приводят в Приложении №16 и №17.

Деятельность Корпорации строится по проектному принципу с четким заранее определенным началом и завершением работы по отдельным проектам и получением ресурсов и набором персонала по контракту под конкретные бизнес-проекты. Корпорация, по сути, выступает в роли стратегического девелопера, в функции которого входит запуск проектов с дальнейшим отпусканием их в «свободное плавание». На заключительном этапе запуска проектов как самостоятельных возможны два варианта: продажа 100% пакета стратегическому инвестору или консолидация в руках корпорации миноритарных пакетов (10-25%), позволяющее в качестве акционера-миноритария принимать участие в реализации проектов и выработке решений, а также получать дивиденды и наращивать капитализацию Корпорации.

К числу первоочередных проектов, в реализации которых главную роль должна сыграть Корпорация развития Норильска, можно отнести: подготовку высвобождающихся ростверков под многофункциональные торговые центры (с вариантами сдачи площадей в аренду отдельным предпринимателям или компании-арендатору); осуществление предпродажной подготовки и проведение процесса приватизации, включая вариант концессии с обременением в отношении ряда активов, например, гостиницы «Норильск», НПОПАТ, Норильсктелекома и др.

Фонд Социального развития Норильска, создаваемый по модели Фонда местных сообществ, ведет проекты в социальной сфере.

В организационном плане Фонд Социального развития Норильска включает:

  • Совет Директоров, состоящий из учредителей Фонда (Администрация города, Правление ЗФ ГМК «Норильский никель»), который определяет основные направления финансовой деятельности Фонда.
  • Исполнительный директор и сотрудники Фонда – оперативное управление проектами Фонда. Занимается привлечением грантовых проектов, разработкой которых занимаются сторонние организации.
  • Наблюдательный Совет, состоящий из представителей профильных деятельности Фонда представителей Администрации города, Управления по персоналу и социальной политики ГМК «Норильский никель», пр. сторон. Оказывает консультационные функции по продвижению проектов Фонда.
  • Экспертный Совет, состоящий из независимых профессионалов в области социальной сферы Норильска. Основная функция – изучение и утверждение разработанных Исполнительным директором и сотрудниками Фонда проектов, беспристрастный контроль над сущностным наполнением проектов, задает основные направления деятельности, формирует программу работы Фонда. Экспертный Совет работает на непостоянной основе.

Фонд социального развития Норильска включает в себя:

А) Фонд Культурной политики, основной упор в развитии сделан на:

  • создание координационного совета;
  • формирование базы финансирования на основе бюджетных средств и вложений ГМК «Норильский никель»;
  • определение основных направлений деятельности на среднесрочную перспективу, а также первоочередных программ и рабочих групп;
  • проведение первых конкурсов, распределение грантов.

В краткосрочной перспективе деятельность Фонда может быть сосредоточена на просветительских программах, содержательных аспектах социокультурного развития, не затрагивая проблемы финансирования.

Б) Фонд гражданских инициатив, поддерживающий формирование товариществ собственников жилья, обустройство дворов. К 2009 г. будет реализован первый модельный проект по реконструкции двора силами ТСЖ и Корпорации развития,

В) Фонд переселения, аккумулирующий в едином центре средства, разрабатывающий и реализующий проекты переселения.

Реализация Стратегии нуждается в консультационно-методическом сопровождении на всех ее этапах – от разработки и запуска отраслевых подпрограмм и планов по их реализации до встраивания механизмов и запуска институтов, корректировки реализуемых проектов, оснащения команд, которые их реализуют рекомендациями и консультациями на любой стадии, обеспечения обмена опытом по конкретным проектам и направлениям реализации со специалистами в стране и в мире.

Консультационно-методическое сопровождение предусматривает следующие форматы работы:

  • Оснащение города необходимыми проектными проработками, включая отраслевые подпрограммы, инструментарий для их реализации, системы контроля за реализуемыми проектами и др.;
  • Мониторинг реализации и корректирование программ и проектов в соответствии с меняющимися внешними условиями и полученными промежуточными результатами по данному и смежным проектам;
  • Осуществление анализа опыта реализации с разбором ошибок и выработкой решений по их устранению, осуществляемые в режиме реального времени;
  • Проведение аудита в части использования муниципального имущества, муниципальных финансов и др. с выявлением резервов и выработкой предложений по повышению эффективности;
  • Организацию «консультационных десантов» с приездом из Москвы, Красноярска и др. городов команды специально привлекаемых экспертов, разбором ситуации, выработкой рекомендаций по дальнейшей реализации и корректированию программ;
  • Осуществление обмена опытом – в очной и заочной формах – с участием специалистов по муниципальному управлению (особенно из муниципалитетов, где внедрен и активно развивается институт Сити-менеджера, другие управленческие новации) и муниципальным финансам; организация стажировок специалистов из Норильска в передовых муниципалитетах других регионов
  • Организацию «горячей линии» Норильск-Москва с оперативным подключением профильных экспертов, нахождению ответов на возникающие в ходе реализации программ и проектов вопросы, включая как специалистов из аналитических центров, так и практиков из профильных министерств и ведомств;
  • Организацию обучающих семинаров, тренингов, творческих мастерских по широкому кругу направлений реализации программы и проектов, включая внедрение ключевых институтов: Сити-менеджера, Корпорации развития и Фонда социального развития, концессий, технологии Бюджета, ориентированного на результат (БОР) и др.;
  • Обобщение отечественного и мирового опыта по основным направлениям реализации программы и внедряемым институтам, включая подготовку пакетов модельных документов и инструкций, а также их доработку и корректировку применительно к особенностям и потребностям Норильска;
  • Организацию и проведение деловых игр со сценарной проработкой стратегий развития по основным направлениям и проектам, отработкой действий управленческого персонала, взаимодействия между проектами и программами и т. д.

Успешность реализации принципиально нового подхода к стратегированию развития города, также как и внедрение отдельных институтов, как например, Сити-менеджера, во многом будет зависеть от того, насколько горожане окажутся готовыми к нововведениям, воспримут их, включатся в реализацию разрабатываемых планов. Все это предполагает не только максимальную публичность и открытость в формулировании целей и задач Стратегии и конкретизирующей ее Программы действий на среднесрочную перспективу, но и непосредственное участие граждан в процессе выработки решений, повышение эффективности работы системы местного самоуправления.

Необходимо налаживание действенных механизмов прямой и обратной связи между гражданами и властью, необходима система мониторинга и перекрестного оценивания результатов со стороны, как самой власти, так и граждан. Одним из путей, позволяющих этого добиться, является разработка целевых ориентиров – образов города, каким он должен стать в результате реализации трех основных этапов Стратегии – 2008, 2012 и 2020 гг. При этом может использоваться метод последовательного приближения, когда генерализованный образ и, соответствующие ему общие параметры развития, разворачиваются в систему более дробных и детальных индикаторов, описывающих состояние городской среды в целом и отдельных ее составляющих (см. приложение №24). Индикативный, параметрический подход с объективизированными оценками целесообразно дополнять постоянными замерами общественного мнения.

Стратегия приведет к успеху тогда, когда в ее реализацию включатся все горожане, когда она из стратегии властей, Компании, бизнеса, станет стратегией города, близкой и понятной каждому норильчанину.