Паспорт стратегии

Наименование
Долгосрочная стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Норильск до 2020 г.
Основание для разработки

Постановление Совета Сибирского федерального округа от 23.10.2006 г. «О совершенствовании механизмов реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих полномочий» и от 23.01.2007 г. «График разработки и утверждения комплексных программ социально-экономического развития территорий СФО»

Требование Совета администрации Красноярского края по оснащению в течение 2007 г. территорий края стратегиями развития

Решение Городского совета МО г. Норильск «О разработке Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования город Норильск на период до 2017 г.» от 27.02.2007.

Заказчик
ГМК «Норильский никель» по техническому заданию, согласованному с Администрацией МО г. Норильск и Горсоветом
Основные разработчики
  • АНО «Институт региональной политики» (Москва)
  • Аналитический центр «Эксперт» (Москва)
Авторский коллектив
  • Абаев Алан Лазаревич - Компания «А-Маркетинг», директор, к.э.н.
  • Бекенов Арман Маратович - психолог, к.п.н.
  • Бетина Марина – эксперт по бюджету
  • Богданов Леонид Николаевич - Центр фискальной политики, заместитель директора, д.э.н.
  • Бочков Петр Александрович - Аналитический центр «Эксперт», директор проектного направления
  • Ветров Герман Юрьевич - директор направления "Муниципальное экономическое развитие", к.э.н.
  • Визгалов Денис Валерьевич - руководитель проектов по муниципальному развитию, к.г.н.
  • Глинкин Игорь Анатольевич - АЦ Эксперт, к.ф-м.н.
  • Ковалевский Александр Ромэнович - Центр фискальной политики, к.э.н.
  • Короленко Ирина Александровна - Консалтинговое общество «OST-EURO», зам. директора
  • Крамаренко Андрей Владимирович - ИРП, эксперт
  • Краснослободцев Владимир Павлович - ИРП, эксперт
  • Крюков Дмитрий Викторович - «Яндекс», руководитель проектов по транспорту
  • Лысак Олег Александрович - ИРП, эксперт
  • Марго Елена Владимировна - психолог
  • Митрофанов Кирилл Германович - Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, к. пед. наук
  • Осетрова Анна Александровна - ИРП, эксперт
  • Петров Николай Владимирович - ИРП, научный руководитель, к.г.н.
  • Плаксин Сергей Михайлович - Бюро экономического анализа, исследователь, к.э.н.
  • Прокопов Федор Тимофеевич - Российский союз промышленников и предпринимателей, д.э.н.
  • Рагозина Людмила Георгиевна - эксперт по муниципальному имуществу, к.э.н.
  • Разумова Татьяна Олеговна - МГУ им. Ломоносова, д.э.н.
  • Ревич Борис Александрович - Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, д.м.н., проф.
  • Ситар Сергей Валерьевич - Проект "Россия", к.арх.
  • Смолина Лидия Филипповна - Торгово-промышленная палата РФ, председатель подкомитета
  • Столяров Булат Вячеславович ИРП, директор
  • Титков Алексей Сергеевич ИРП, старший эксперт
  • Трапкова Анна Владимировна ИРП, зам. директора по развитию
  • Шмаров Андрей Игоревич АЦ Эксперт, директор, к.э.н.
Консультанты
  • Зеленцова Елена Валентиновна - Институт культурной политики, директор программ
  • Каганский Владимир Леопольдович - Институт национальной модели экономики, д.г.н.
  • Глазычев Вячеслав Леонидович - председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления , доктор искусствоведения, проф.
Цели и задачи Стратегии
Цели:

  • Реализация политики тотального роста качества городской среды с учетом лучшей российской и зарубежной практики стратегического развития территорий
  • Обеспечение сбалансированного и устойчивого развития социально-экономической базы города;
  • Создание условий и выстраивание механизмов, обеспечивающих максимально полное развитие градообслуживающих функций, диверсификацию экономики города;
  • Развитие городской среды, позволяющей создать максимально комфортные условия жизнедеятельности населения в условиях Крайнего Севера;
  • Выстраивание системы управления, позволяющей максимально полно учитывать интересы всех основных субъектов, включая государство, бизнес, местное самоуправление, граждан; и обеспечивающей взаимосвязанное и эффективное функционирование всех блоков социально-экономического комплекса города.

Задачи:

    в экономической сфере:

  • создание необходимых условий для обеспечения сбалансированного устойчивого функционирования экономики;
  • обеспечение необходимых механизмов привлечения рабочей силы, эффективного ее использования и создания накоплений для переезда «на материк» по завершении работы;
  • создание условий для поддержания стабильного уровня занятости трудоспособного населения, повышения конкурентоспособности рабочей силы;
  • формирование благоприятного предпринимательского климата для развития малого и среднего бизнеса;
  • создание условий для устойчивого и эффективного развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения;
  • укрепление финансового состояния территории;
    в социальной сфере:

  • решение неотложных социальных проблем и обеспечение высокого качества жизни населения;
  • обеспечение роста социального и человеческого капитала;
  • развитие эффективных систем обеспечения безопасности населения и окружающей среды;
  • развитие единого информационного пространства.
Сроки и этапы реализации
  • 1-й этап – 2007 - 2008 гг. – реализация мероприятий, необходимых для решения первоочередных задач в социальной и экономической сферах, включая подготовку институциональной базы;
  • 2-й этап – 2009 – 2012 гг. – комплексная реализация мероприятий программы, создание основы для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития МО г. Норильск.
  • 3-й этап – 2012-2020 гг. – полная реализация мероприятий стратегии, обеспечение выхода системы на заданные параметры и устойчивого ее функционирования.
Основные направления Стратегии
  • Создание новых институциональных форм взаимодействия Компании, городских властей и граждан
  • Развитие альтернативной экономики, малого и среднего бизнеса
  • Устойчивое функционирование и развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения
  • Формирование благоприятной социальной среды
Основные исполнители
Администрация МО г. Норильск, ОАО «Корпорация развития Норильска», Фонд социального развития города, ЗФ ГМК «Норильский никель»
Источники финансирования
Федеральный, краевой и местный бюджеты, средства ГМК «Норильский никель», привлекаемые средства частных инвесторов.
Ожидаемые конечные результаты реализации Стратегии
Обеспечение социально-экономического развития и устойчивого функционирования муниципального образования г. Норильск
Система управления и контроль за ходом реализации Стратегии
Администрация МО г. Норильск осуществляет общее руководство за реализацией Стратегии (через Совет при сити-менеджере, в который входят представители «Корпорации развития Норильска» и Фонда социального развития). Постоянный мониторинг реализации Стратегии и проработка вариантов оперативного вмешательства с целью ее корректирования силами специальной аналитической группы.