Ключевые положения Стратегии

Общая направленность, идеология и ключевые положения Стратегии вытекают из видения проблем и перспектив развития Норильска на фоне социально-экономического развития страны и особенно восточных регионов. Базой служили Стратегия развития производства ОАО ГМК «Норильский никель», проектировки процессов и тенденций экономического, демографического, социально-политического развития, имеющиеся исследования и аналитические разработки по Норильску и сходным с ним по тем или иным параметрам аналогам в стране и за рубежом, обширный статистический материал, углубленные интервью с представителями власти и бизнеса, фокус-группы, собственные исследования экспертов – участников авторского коллектива и разработки ведущих аналитических центров, которые они представляют: Института региональной политики, Аналитического центра «Эксперт», Института экономики города, Центра фискальной политики и др.

Целью работы является предложение комплекса взаимно увязанных стратегических решений и выработка инструментов их реализации, направленных на воплощение политики тотального роста качества городской среды.

Реструктуризация ГМК с выводом обеспечивающих активов предполагает принципиальные изменения внутренней и внешней конкурентной среды, которые, однако, не произойдут автоматически. Требуется реализация трех различных пакетов мер дифференцированных по типам активов, включая 1) предпродажную подготовку и отпускание в свободное плавание ряда легко адаптируемых к рынку активов; 2) модернизацию и расширение сферы деятельности на весь российский и не только российский Север ремонтных, строительных, геологоразведочных компаний; 3) внедрение современных инструментов государственно-частного партнерства в отношении активов, бизнес-существование которых связано с набором социальных обременений.

Высвобождающиеся при реорганизации кадры должны быть максимально использованы на рынке труда в городе, привлечены в альтернативную экономику. Для этого может быть предложен целый ряд мер, включая запуск специальных обучающих и консультирующих программ; максимальное снижение порогов для старта малого бизнеса и разного рода льготы для новичков, запуск специальных программ по привлечению работников в наиболее значимые для города сектора, создание бизнес-инкубатора и т. д.

При выходе норильских компаний, выводимых из ГМК НН, за пределы НПР, необходимо максимальное использование и развитие их конкурентных преимуществ и, прежде всего, уникального опыта и технологий работы в условиях Крайнего Севера. При этом следует опираться на имеющийся опыт адаптации к условиям внешнего рынка и территориальной экспансии таких компаний как «Интегра» или «Северная нефтяная компания», выделившихся в свое время из крупнейших нефтяных компаний Западной Сибири.

Для обеспечения регулируемого сокращения численности населения города в течение ближайших нескольких лет с последующей стабилизацией на уровне не ниже 180 тыс. чел. необходимо восстановление главного конкурентного преимущества Норильска - высокого уровня доходов. Необходимо также формирование новых преимуществ, связанных, прежде всего, с развитием городской среды, обеспечивающей максимально комфортные условия жизни работающего населения, возможности учебы и самореализации для молодежи.

Норильский социум представляет собой уникальный человеческий и социальный капитал, который должен максимально эффективно использоваться и расширенно воспроизводиться. Необходимы серьезные инвестиции в человеческий капитал: в развитие образования, здравоохранения, культуры, для чего следует разработать и принять специальные целевые программы. Способами поддержания и увеличения социального капитала могут служить усиление начал самоуправления, создание каналов для более полной самореализации норильчан, направления их социальной активности в конструктивное русло, работа Фонда гражданских инициатив.

Чрезвычайно важную роль играет обеспечение четкого горизонта планирования, искоренение психологии временщика, создание уверенности в завтрашнем дне. Для этого необходимы разумное сочетание усилий как со стороны Комбината и власти, создающих у жителей уверенность, что их не бросят наедине с проблемами, так и со стороны самих граждан, рассчитывающих прежде всего на собственные силы. Необходим курс на отказ от патернализма с одновременным оснащением горожан ресурсами, инструментами и навыками, позволяющими самим решать возникающие проблемы, объединяться для этого, а не просто ожидать помощи извне. Необходима максимальная публичность, открытость со стороны администрации МО и Комбината в отношении проблем, вариантов их решения и перспектив развития.

Изолированность, островное положение, затрудненность/регулируемость связей с внешним миром – это не только недостаток, который можно и нужно компенсировать, но и возможность, которую необходимо максимально полно использовать. Это, прежде всего, высокая плотность контактов и возможность поддержания плотных социальных сетей, это постоянный состав сообщества с возможностями развития прямой демократии, это защищенность сообщества извне. Критическими моментами являются «приход в город» и «уход из города» – работника, бизнеса. Важно максимально облегчить, обеспечить приемлемые условия получения «билета на вход» и «на выход», помощь со стороны.

Работа по восстановлению и усилению конкурентных преимуществ Норильска должна вестись параллельно с созданием нового позитивного имиджа города, как уникального места на земле, где не просто выживают, а живут полной жизнью сильные и самостоятельные люди-норильчане, укреплением самосознания норильчан, чувства принадлежности к особому заполярному братству, гордости за свою работу, Комбинат, город.

Жилые кварталы Норильска являются уникальным в мировой практике примером крупномасштабного освоения заполярной территории средне- и многоэтажной застройкой высокой плотности с классической планировочной структурой, характерной для европейских городов-метрополисов. Наибольшую архитектурно-историческую ценность в этом отношении представляет собственно город Норильск (район Центральный). Компактность, наличие четкой внешней пространственной границы и преобладание периметральной квартальной застройки придают ему облик не просто городского ансамбля, а единого сооружения, города-здания.

Основным недостатком существующей объемно-планировочной структуры города является дефицит круглогодично функционирующих общественных пространств и защищенных от экстремальных погодных воздействий территорий общего пользования. Отток жителей в сочетании с бессистемным выселением и сносом аварийных домов порождают типичное для убывающих городов явление – стихийное «перфорирование» жилой зоны. Помочь в решении этих проблем может программа интенсивного вторичного освоения объемно-планировочной структуры города с организацией дворовых коммунальных центров и формированием территориальных дворовых сообществ.

Объемно-планировочная структура Норильска, будучи образцом последовательной и полной реализации советского градостроительного канона в северной модификации, не только представляет собой уникальный памятник исторической эпохи, но и обладает рядом актуальных достоинств, принятых в современной международной градостроительной практике. Районы застройки сталинского периода «Соцгород» и южная часть Норильска в границах улиц Комсомольской, Советской, Кирова и 50-летия Октября. Эти участки должны быть обязательно включены в зону охраняемого культурного наследия с сохранением не только планировочной структуры, но и архитектурного облика зданий. При этом архитектурно-градостроительные характеристики Норильска в целом в сочетании с его уникальным местоположением делают вполне реальной перспективу его включения в утверждаемый ЮНЕСКО международный реестр объектов мирового наследия.

В качестве инструментария для решения проблем работников по завершении их работы в Норильске и на Комбинате предлагается Программа накопления «эвакуационного капитала», гарантирующая накопление семьей средств, достаточных для приобретения квартиры «на материке» после 15-летнего периода работы в Норильске. Ее суть – доплата к целевым сбережениям на квартиру (или на выплату ипотечного кредита, взятого для приобретения квартиры на материке) из специально для этого создаваемого Фонда накоплений по принципу «N рублей доплат к сбережениям из Фонда накоплений на 1 рубль сбережений семьи».

Ощутимое улучшение материального положения жителей НПР при заложенном в Стратегии темпе роста реальных доходов произойдет не ранее, чем через 5-7 лет. До этого лишь около 40% семей работников Комбината и 20% «некомбинатских» семей, закончивших свой 15-летний период норильской жизни, будут располагать средствами, достаточными для приобретения квартиры. Для этого периода необходим комплекс переходных мер, включая развитие ипотеки, которые позволят обеспечить приобретение квартиры и отъезд из Норильска семей, не накопивших достаточных ресурсов.

Очевидно несоответствие имеющегося уровня развития малого и среднего бизнеса, прежде всего в сфере обслуживания, имеющемуся потенциалу и уровню запросов населения. Необходимо внедрение институтов продажи и покупки бизнеса, административное сопровождение, предоставление разного рода льгот, бизнес-инкубаторы.

Реформирование всей системы управления в связи с введением института нанимаемого по контракту Сити-менеджера, работающего в настоящее время в более, чем 4 тысячах МО. Институт Сити-менеджера, как и всякий новый институт, наряду с очевидными достоинствами несет существенные риски, главные из которых связаны с возможностью возникновения конфликтов из-за нечеткого разграничения власти в городе на политическую и экономическую составляющую и появление «серой зоны» при определении полномочий, а также зависимость команды от спонтанных решений нанимателя. Избежать конфликтов помогает детальная проработка документации на всех стадиях введения института Сити-менеджера: от конкурсной документации и требований к программам кандидатов, до контракта с Сити-менеджером и соглашения о сотрудничестве между ним, главой города и Городским советом, а также проработанная система индикаторов, по которым оценивается успешность его деятельности. Важным критерием при этом является также удовлетворенность населения работой администрации, выявляемая с помощью социологических обследований, публичных слушаний и др.

Необходимость упрочения финансового положения города, расширение налоговой базы с диверсификацией и максимальным использованием всех источников доходов, устранения риска обвального сокращения доходов бюджета при уменьшении мировых цен на металлы. Одним из действенных инструментов может стать закрепление за Норильском части создаваемого сейчас Стабилизационного фонда Красноярского края.

При максимальной опоре на собственные силы необходимо более полное использование федеральных и краевых финансовых и пр. возможностей с подключением к соответствующим программам, причем не только на стадии их реализации, но и в процессе разработки, апробирования.

Необходимо оптимальное сочетание элементов планирования и государственного/муниципального регулирования с рыночными механизмами и саморазвитием. Использование лучших отечественных и мировых образцов инструментов и технологий управления, а также разработка и формирование новых, пионерных, разрабатываемых специально для Норильска.

Предлагается внедрение целевого программирования в различных сферах жизни города с выделением средств под проекты, а не под структуры и работников, с оплатой по результату. В качестве механизма предлагается технология БОР – бюджета, ориентированного на результат. БОР, внедряемый в настоящее время в трех десятках субъектов РФ, включая Красноярский край, дает возможность оценки стоимости достижения целей, формулируемых Стратегией и отраслевыми программами, создает инструменты управления процессом их реализации, позволяет мотивировать муниципальных служащих к участию в реализации Стратегии с помощью системы управления по результатам.

Эффективным инструментом реализации всех значимых экономических проектов должна стать Корпорация развития Норильска. Создаваемая на паритетных началах администрацией города и ГМК «Норильский никель» Корпорация развития должна начать с реализации ряда важных модельных проектов, как то расшивка узких мест в торгово-логистической цепочке от производителя к потребителю, обеспечение прихода на норильский рынок крупных сетевых игроков; запуск программы реконструкции жилого фонда с созданием резервного жилфонда для временно отселяемых жильцов, развертыванием на базе не используемых ростверков среднего размера торговых центров; ландшафтно-средовая реконструкция дворов с организацией дворовых коммунальных центров и др.

Для реализации проектов, связанных с социальной сферой: по переселению норильчан, завершивших работу на предприятиях города (Фонд переселения); развитию и реализации низовых инициатив (Фонд гражданских инициатив); осуществлению проектов в сфере культуры (Фонд культуры) и др., предлагается институт Фонда социального развития, учреждаемый Комбинатом, городскими и бизнес-структурами.